ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль малого и среднего социального предпринимательства в решении социальных проблем России

Role of Small and Medium-Sized Entrepreneurship in Social Problems Solution in Russia



О.В. Бургонов
И.Ю. Чивирев
O.V. Burgonov
I.Yu. Chivirev
burgonov@list.ru
chivirev.i@mail.ru
профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал, доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
professor, the Department of Customs Economics, Russian Customs Academy, V. Bobkov St. Petersburg Branch, Doctor of Economics, professor
post-graduate student, the Department of Management of Social and Economic Processes, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • малое и среднее предпринимательство
  • социальное предпринимательство
  • социальное обеспечение
  • уровень жизни населения
  • государственная поддержка
  • Keywords:

  • small and medium-sized entrepreneurship
  • social entrepreneurship
  • social security
  • living standard
  • state support
  • Социальное предпринимательство получило достаточно широкое развитие лишь в некоторых регионах Российской Федерации, что свидетельствует о повышенной значимости его территориального аспекта (территориальной специфики). В статье проанализированы и систематизированы ключевые проблемы и перспективы развития малого и среднего социального предпринимательства. Обоснована роль социального предпринимательства в повышении качества жизни населения страны и решения перечня актуальных социальных проблем.

    Social entrepreneurship is widely developed only in certain regions of the Russian Federation, which indicates the increased importance of its territorial aspect (territorial specificity). We analyze and systematize the key problems and prospects for the development of small and medium-sized social entrepreneurship. The role of social entrepreneurship in improving the quality of life of the population and solving a range of social problems is substantiated.

    Обзор статьи

    Ввиду стремительных изменений мирового сообщества национальные экономические системы сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными не только с достижением экономического развития, но и решения увеличивающегося числа социальных проблем.
    Одним из направлений решения данной категории вопросов представляется социальное предпринимательство, в частности, за счет активного участия субъектов малого и среднего бизнес-сообществ. Феномен социального предпринимательства возник «на стыке» предпринимательства классического, направленного, в первую очередь, на получение прибыли, и сектора некоммерческой деятельности, направленной на решение проблем социального характера.
    На данный момент социальное предпринимательство получило достаточно широкое развитие лишь в некоторых регионах Российской Федерации, что свидетельствует о повышенной значимости его территориального аспекта (территориальной специфики). Ввиду изложенного данная статья призвана проанализировать и систематизировать ключевые проблемы и перспективы развития малого и среднего социального предпринимательства с последующим обоснованием его роли в процессе повышения качества жизни населения страны и решения перечня социальных проблем.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 г. №245-ФЗ (последняя редакция) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_329995/ (дата обращения: 14.11.2023).
    2. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. 2013. Т.11. № 1. С. 111–130.
    3. Восколович Н.А. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития сферы услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 1(3). С. 52–55.
    4. Гамова Е.Е., Родионова Е.В. Социальное предпринимательство малых и средних предприятий в России // Актуальные проблемы экономики современной России: сб. материалов Всерос. (национал.) науч.-практ. конф., Йошкар-Ола, 17 мая 2021 г. / под ред. М.В. Казаковцевой. Вып. 8. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. С. 38–40.
    5. Годовой отчет Фонда «Наше будущее» за 2022 г. URL: https://www.nb-fund.ru/report/annual_report_2022.pdf (дата обращения: 14.11.2023).
    6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Статистика. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html (дата обращения: 14.11.2023).
    7. Зубова А.О., Рожицкая В.А. Сравнительный анализ проблем и перспективы развития социального предпринимательства в России // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С. 26–34.
    8. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 9. С. 66–78.
    9. Калугина Т.Г. Социальное предпринимательство как фактор регионального развития (теория и практика) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 2-2. С. 92–102.
    10. Кильдибекова Е.Ю. Социальное предпринимательство как способ поддержки социально-незащищенных групп населения // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия: сб. статей XIX Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 21–22 фев. 2020 г. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 132–135.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2