ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Перспективная ответственность несовершеннолетних как превентивная мера

Prospective Responsibility of Minors as Preventive Measure



Е.М. Зорина
E.M. Zorina
zorinaem@bk.ru
доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, кандидат педагогических наук
Associate Professor, the Department of Pedagogics and Psychology, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Ph.D. in Pedagogical Sciences
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • ответственность
  • ответственность несовершеннолетних
  • перспективная ответственность
  • превентивная мера
  • клуб юных друзей правопорядка
  • Keywords:

  • liability
  • liability of minors
  • prospective responsibility
  • a preventive measure
  • club of young friends of the law and order
  • Статья посвящена двухаспектности ответственности несовершеннолетних. Рассмотрена проблема повышения правовой культуры и грамотности подростков в рамках развития функциональной грамотности. Утверждается, что превентивные меры по профилактике подростковой преступности эффективнее наказания за совершенные деяния. Воспитание перспективной ответственности является одним из значимых этапов при построении гражданского общества. Для этого в школах в рамках внеурочной деятельности организованы «Разговоры о важном», а в вузах для первокурсников в программу включена дисциплина «Основы российской государственности». В качестве превентивной меры рассмотрено детско-юношеское объединение под названием «Клуб юных друзей правопорядка», действующее в Санкт-Петербурге. Его работа направлена на воспитание перспективной ответственности несовершеннолетних. Такие клубы предполагают в первую очередь работу с детьми, у которых наблюдается девиантное поведение, или находящимися в группе риска.

    The article is dedicated to the two-pronged responsibility of minors. The paper discusses problematic issues of increasing the legal culture and literacy of adolescents in the context of the development of functional literacy. It is alleged that preventive measures aimed at preventing juvenile delinquency are more effective than the punishment for acts already committed. Long-term liability development is one of the significant stages in building a civil society. For this purpose a set of “Conversations about Important Things” is organized in schools as part of extracurricular activities, and in universities for the first-year students the discipline “Fundamentals of Russian Statehood” is included in the program. As a preventive measure there have been presented for consideration a children's and youth association entitled the Club of Young Friends of Law and Order, which operates in Saint-Petersburg. It is aimed at the development of future liability in minors. Such clubs are aimed primarily at working with children with deviant behaviour or those at risk.

    Обзор статьи

    В современном образовательном пространстве актуальной становится тема формирования гражданской грамотности и правовой культуры среди детей и молодежи. Это требует знаний не только о правах, но и об обязанностях, о гражданственности и ответственности. Как только человек стал существовать в социуме, появилась ответственность: сначала социальная, затем из нее вычленили юридическую. Общество трансформировалось, развивалось, а вместе с ним изменялась, соответственно, и юридическая ответственность. О важной роли ответственности для укрепления демократии и преодоления правового нигилизма в обществе говорил и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. [19]. Спустя 14 лет, в феврале 2023 г., в этой связи Президентом РФ В.В. Путиным заявлено в Послании Федеральному Собранию РФ о необходимости проведения выверенной и последовательной политики поддержки детей и молодежи в их стремлении к знаниям, творчеству, культуре и спорту – гражданскому становлению и ответственности [20]. Это указывает на несомненную актуальность проблемы становления юного гражданина и осознания им своей ответственности перед обществом и государством.
    Сущностные изменения, ориентированные на построение демократического правового государства, делают правовое просвещение важнейшей задачей общества и образования. В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) речь идет о том, что под правовым просвещением зачастую понимается «особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Однако к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод» [2]. В данном документе к основным целям государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан отнесены:
    1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
    2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
    3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
    4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
    Повышение правовой культуры и правосознания детей и молодежи напрямую связано с ответственностью. В 60-е гг. XX века в отечественной юриспруденции, в первую очередь в науке уголовного права, стали говорить о двухаспектности ответственности. Была обоснована необходимость иной трактовки юридической ответственности расширением сложившегося понятия за счет включения в него, наряду с ретроспективным, и позитивного (перспективного, проспективного) аспекта. Социальную (и, как следствие, юридическую) ответственность стали рассматривать в двух аспектах. Часто ответственность в перспективном аспекте расценивается как осознание личностью долга перед обществом, отдельным коллективом, другими людьми, понимание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека, правильное активно-сознательное выполнение гражданином социальных обязанностей, обусловленных необходимостью соблюдения общественных интересов.

    Список использованной литературы

    1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.09.2023).
    2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_113761/ (дата обращения: 20.09.2023).
    3. О Программе «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009–2012 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310 (в ред. от 29.04.2011 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://spb.consultant.ru/doc111206.html (дата обращения: 20.09.2023).
    4. Архипов С.В. Понятия позитивной и ретроспективной юридической ответственности в современной теории права // Ленинградский юридический журнал. 2022. № 3 (69). С. 6–21.
    5. Астахов П.А. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. М.: Эксмо, 2010. 608 с.
    6. Боршевский А.П., Сосна Б.И. Правовые основы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в Молдове // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 1(27). С. 23–27.
    7. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. 432 с.
    8. Детков А.П., Сафонова Е.П. Сравнительно-правовой анализ института уголовной ответственности несовершеннолетних с зарубежными аналогами // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. № 4. С. 31–37.
    9. Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях: проект № 27.7948.2017/БЧ // Институт стратегии развития образования. URL: www.instrao.ru/index.php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnov-gramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah (дата обращения: 20.09.2023).
    10. Дудорова Д.А., Кузьмин А.В. Юридическая ответственность несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 31 марта 2017 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2017. С. 246–249.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2